eye

База данных «Человек года Витебщины»

type your text for first image here

База данных «Человек года Витебщины»

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

type your text for second image here

База данных «Прыдзвінскі край: гісторыя і сучаснасць»

База данных «Витебщина: документальное наследие»

type your text for third image here

База данных «Витебщина: документальное наследие»

База данных «Художники Витебщины»

type your text for 4th image here

База данных «Художники Витебщины»

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

type your text for 5th image here

База данных «Афганистан. Без права на забвение»

База данных «Каталог подписных изданий»

type your text for 7th image here

База данных «Каталог подписных изданий»

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

type your text for 8th image here

База данных «Вызваленне Віцебшчыны. 1943–1944»

Виртуальный проект «Витебщина в войне 1812 года»

type your text for 9th image here

Виртуальный проект «Витебщина в войне 1812 года»

Виртуальный проект «Святые покровители Витебщины»

type your text for 10th image here

Виртуальный проект «Святые покровители Витебщины»

Виртуальный проект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

type your text for 11th image here

Виртуальный проект «Военные дороги библиотекарей Витебщины»

База данных «Рэгіянальны архіў перыядычных выданняў»

type your text for 12th image here

База данных «Рэгіянальны архіў перыядычных выданняў»

  • marafon-Dorogi-Pobedy-2025
  • banner-Vitebsk-Smolensk-2025
  • banner-Vitebsk-Pskov-2025

  • anons-GLORY-06 05 2025
  • anons-NOTARY-06 05 2025
  • anons-MEMORY-07 05 2025
  • anons-IVANOV 08 05 2025
  • anons-ExLibris
  • anons-presidential library
  • anons-litres
  • anons-elib-nlb
  • shkola-mastak
  • anons-echz
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС
  • АНОНС

2025 – Год благоустройства
80 лет Победы. 1945–2025

Опередивший время

operedivshij-vremya

 

01

 

Среди титанов Возрождения одно из первых мест, безусловно, принадлежит Леонардо да Винчи. Вряд ли в истории человечества найдется еще одна личность, которую можно охарактеризовать так многогранно: художник, изобретатель, математик, механик, астроном, геолог, ботаник, анатом-физиолог, военный инженер, мыслитель. Феномен Леонардо да Винчи поражает размахом и разносторонностью поставленных и решенных им вопросов в различных сферах человеческой деятельности, а также сложностью языка, которым он себя выражал.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшом городке Винчи недалеко от Флоренции. Домашнее обучение, кроме чтения, письма и арифметики, включало в себя элементарную латынь, музыку и пение. Позже, заметив увлечение Леонардо рисованием и лепкой, его отдают в обучение к знаменитому скульптору и живописцу Андреа Вероккьо. В 1472 году, завершив обучение, Леонардо примкнул к братству флорентийских живописцев.

В сентябре 1481 года Леонардо покинул Флоренцию и отправился в Милан, где на протяжении семнадцати лет совершенствовал творческие навыки, о чем свидетельствуют его работы того периода. Являясь подтверждением гениальности художника – рисовальщика, скульптора и живописца – они показывают сферу его интересов от анатомии человека и животных до математики, геометрии, инженерного дела и архитектуры. Леонардо рисовал все, что видел вокруг: людей, животных, птиц, насекомых в их естественной среде обитания.

Художественные восприятия Леонардо были так новы и разнообразны, что для их передачи он искал новые технические средства выражения. Леонардо-художник работал медленно, бесконечно экспериментируя. Картины Леонардо да Винчи выдержаны в волнистых линиях с применением исключительно круглых предметов, сосудов, мягких подушек, изогнутых кувшинов. Для портретов он чаще всего выбирает позу анфас, которая больше всего подчеркивает мягкие, округлые формы головы.

Краскам Леонардо да Винчи придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. Все резкие, пестрые краски изгнаны с его картин, никогда не прибегает он к помощи золота, контуры сглажены, жесткий рисунок уступает место мягкому, прозрачному, волнующемуся.

Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски; что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи Возрождения новую душу. Освободив искусство от пессимизма, хмурости и аскетизма, он вернул ему жизнерадостность, светлое настроение античного мира. На своих полотнах Леонардо да Винчи никогда не изображал отречение и муки, а лишь красоту и блаженство.

Работая как профессиональный художник, Леонардо создал и воплотил новую живописную технику, свой характерный стиль, который можно сразу узнать, будь то изображение ангела, дракона, возлюбленной или Мадонны. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития.

 

llink Галерея картин Леонардо да Винчи

 

Характеристика Леонардо как художника была бы неполной, если не сказать о нем, как о мастере рисунка. Номинально по своим функциям рисунок в творчестве Леонардо, как и у других мастеров того времени, имел вспомогательное значение. Каков бы ни был заказ, от запрестольных образов для церкви до частных портретов, любая работа начиналась с эскизного наброска. Эскизы и наброски Леонардо наглядно иллюстрируют его метод работы, открывая секреты творческого процесса художника. Среди огромного количества рисунков, чертежей, композиционных набросков, эскизов, зарисовок в научных заметках Леонардо, многие обладают несомненной художественной выразительностью.

 

02

 

Рисунок фиалок Леонардо на одном из его «листов исследований»

 

Техника рисунка Леонардо да Винчи была очень разнообразна: перо, серебряный карандаш, итальянский карандаш, сангина. Линия Леонардо – это не только очерчивающий контур, она обладает также определенными пространственно-стереоскопическими качествами, создавая реальное ощущение объема, живой пластики, которое усиливается характерной мягкой косой штриховкой.

Некоторые рисунки Леонардо стали символами целой исторической эпохи, например, «Витрувианский человек» (1494 г.). На рисунке изображена обнаженная мужская фигура в двух совмещенных проекциях: с разведенными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; и с разведенными руками и сведенными ногами, вписанная в квадрат.

 

03


Витрувианский человек», 1494

Изображение, созданное Леонардо да Винчи,

связанное с его записками о теории пропорций древнеримского архитектора Витрувия (Vitruvius),

и помещенное в одном из дневников Леонардо

 

Леонардо да Винчи представляет в своем роде единственный пример великого художника, для которого искусство все же не было главным делом его жизни. Если в молодости он преимущественное внимание уделял живописи, то с течением времени это соотношение изменилось в пользу науки. Он искал и находил связь живописи с оптикой, физикой, анатомией, математикой. Трудно найти такие области знания и техники, которые не были обогащены его крупными открытиями и смелыми идеями.

Первые исследования и чертежи Леонардо да Винчи, посвященные летательным аппаратам, относятся примерно к 1487 году. Сначала в летательном аппарате применялись металлические части, человек располагался горизонтально, приводя механизм в движение руками и ногами. В дальнейшем Леонардо заменил металл деревом и тростником, веревки – жесткими передачами, а человека расположил вертикально. Стремление обезопасить человека побудило его к изобретению парашюта.

 

04

Вертикальный летательный аппарат Леонаро да Винчи

 

Особенно высоко ценил Леонардо математику, она была для него опытной дисциплиной. Он изобрел многочисленные приборы, предназначенные для решения математических задач: пропорциональный циркуль, прибор для вычерчивания параболы, прибор для построения параболического зеркала и др. Много энергии и времени Леонардо да Винчи отдавал изучению механики, называя ее «раем математических наук».

В трудах по оптике, пожалуй, больше, чем в какой-либо другой области, сказалось своеобразное сочетание научного гения Леонардо с дарованием художника. До него существовала лишь геометрическая оптика, он же впервые высказал смелые догадки о волновой природе света.

Трудно перечислить все инженерные проблемы, над которыми работал пытливый ум Леонардо да Винчи. Он изобрел много типов станков для прядения и тканья. Среди его записей есть описание землечерпалки, приспособлений для водолаза, различных типов бурильного инструмента.

Яркое проявление получил всеобъемлющий гений Леонардо в области градостроительства. Он создавал образ свободно развивающегося открытого города, в котором предусмотрены меры городского благоустройства, в планировке которого воплощена забота о здоровой и радостной жизни человека.

Большое место в трудах Леонардо занимала и гидравлика. Изучая красоту мира, Леонардо всегда стремился к преобразованию природы в интересах человека. Поэтому с юности пытался заставить силы природы служить человеку. Он спроектировал и частично осуществил постройку канала Пиза – Флоренция, а также оросительных каналов на реках.

Покидая Милан в 1499 году, Леонардо да Винчи уже вполне заслужил свое гуманистическое звание «универсального человека». С 1500 года Леонардо переезжал из города в город, занимаясь исследованиями классических античных построек, создавая проекты церквей с центральной планировкой, используя идеальные формы круга и квадрата.

 

05

 

Рисунки церквей с центральной планировкой

 

Кроме того он рисовал замечательные карты местности, предназначенные для путешественников и строителей.

 

06

 

Карта итальянского города Имола

 

Начавшийся в конце XV века в Италии экономический кризис не позволил Леонардо да Винчи полностью осуществить его грандиозные инженерные, архитектурные и градостроительные замыслы. Однако сами эти замыслы свидетельствуют о величии Леонардо как зодчего, предвидевшего многое, что получило реальное осуществление только спустя столетия.

Творчество Леонардо да Винчи как художника, математика, знатока теоретической и прикладной механики, физики достаточно подробно освещено в литературе. В значительно меньшей степени известно о его деятельности в области анатомии и физиологии. Леонардо начал проявлять интерес к изучению анатомии еще в свои ученические годы. Его первая рукопись по анатомии датирована 1484 годом, последняя относится к 1515 году. В круг интересов Леонардо да Винчи в области анатомии входили эмбриология, анатомия и физиология аппарата движения, внутренностей, сосудистой системы, нервная система и органы чувств. В результате усиленной и постоянной работы появилось огромное количество анатомических зарисовок, предназначенных для задуманной Леонардо всеобъемлющей работы по анатомии человека. К сожалению, его намерение не осуществилось.

 

07

 

Анатомические наброски

 

В 1516–1517 годах Леонардо да Винчи получил предложение французского короля Франциска I переехать в замок Клу неподалеку от королевской резиденции в замке Амбуаз. Здесь Леонардо да Винчи провел последние годы своей жизни. Он занимал высокую должность Первого королевского художника, инженера и архитектора, а также состоял при короле в качестве советника, посвящая много времени своему любимому предмету – философии. Леонардо продолжал научные эксперименты, работал над архитектурными проектами и планами праздничных постановок. Он намеревался создавать крепости, временные мосты, конструировать лестницы и различные механизмы для военных нужд. Один из главных проектов этого периода – подготовка к публикации «Дневников». Однако большинство его записей так и остались в черновиках.

Умер Леонардо да Винчи в 1519 году во Франции.

На протяжении всей своей жизни Леонардо да Винчи заполнял «Дневники» рисунками различных устройств и механизмов, от самодвижущихся повозок до бронированных машин и летательных аппаратов. Первые записи относятся к 1490 году, когда Леонардо да Винчи был уже зрелым человеком, и продолжаются вплоть до его кончины, охватывая промежуток времени примерно в тридцать лет. Интересно отметить, что почерк автора на протяжении всех этих лет оставался неизменным. Его рукописи – самый известный образец зеркального письма – Леонардо писал левой рукой справа налево.

 

08

 

Леонардо да Винчи имел обыкновение сливать при письме короткие слова, не ставил знаков препинания, акцентов и не прибегал ни к каким другим приемам, облегчающим чтение. Одна страница могла начинаться с перечня основных сведений по астрономии или о движении Земли, потом шли законы распространения звука, и все это завершалось рассуждениями о цвете. На другой странице сразу за исследованием строения внутренностей человека обнаруживаются философские замечания об отношении поэзии к живописи.

Исследователи, изучавшие на протяжении многих лет рукописи Леонардо да Винчи, пришли к заключению, что его мысль обогнала интеллектуальное развитие человечества на много лет, иногда несколько столетий. Это относится не только к его изобретениям, но и к его философско-эстетическим концепциям.

Книги, представленные на выставке, позволят более подробно ознакомиться с жизнью и творчеством великого Леонардо да Винчи.

 

 


КНИГИ


books


1. Гастев, А. А. Леонардо да Винчи / А. А. Гастев. – М. : Молодая гвардия, 1982. – 400 с. – (Жизнь замечательных людей).

Автор уделяет особое внимание тем этапам жизненного пути великого мастера, которые дают возможность с наибольшей ясностью показать своеобразие личности Леонардо и историческую обстановку, в которой он творил.

2. Гелб, М. Д. Расшифрованный код да Винчи / М. Д. Гелб ; пер. с англ. Н. В. Кремко. – Минск : Попурри, 2005. – 208 с.

Автор рассказывает о применении семи принципов Леонардо да Винчи для развития творческого потенциала и духовных способностей.

3. Гуковский, М. А. Леонардо да Винчи : творч. биография / М. А. Гуковский. – Л. – М. : Искусство, 1969. – 219 с. – (Жизнь в искусстве).

Результат более чем тридцатилетнего труда автора над изучением жизни и творчества Леонардо да Винчи будет интересен самому широкому кругу читателей.

4. Дживелегов, А. К. Леонардо да Винчи / А. К. Дживелегов. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1969. – 219 с. – (Жизнь в искусстве).

В монографии автор детально проследил творческий путь Леонардо да Винчи как художника.

5. Дитякин, В. Т. Леонардо да Винчи / В. Т. Дитякин. – М. : Знание, 1952. – 22 с.

В книге рассказывается о жизни гениального итальянского художника и ученого Леонардо да Винчи.

6. Дягилев, Ф. М. Из истории физики и жизни ее творцов / Ф. М. Дягилев. – М. : Просвещение, 1968. – 255 с.

Одна из глав книги посвящена Леонардо да Винчи – основоположнику опытного естествознания.

7. Жданов, Д. А. Леонардо да Винчи: анатом / Д. А. Жданов. – М. – Л. : Медгиз, 1955. – 80 с.

Автор, доктор медицинских наук, прослеживает вклад Леонардо да Винчи в развитие анатомии как науки.

8. Зубов, В. П. Леонардо да Винчи: 1452–1519 / В. П. Зубов. – М. – Л. : Изд-во АН СССР, 1961. – 372 с. – (Научно-биографическая серия).

В формате творческой биографии освещаются приемы работы, стиль, «почерк» великого Леонардо да Винчи.

9. Лазарев, В. Н. Леонардо да Винчи: 1452–1519 / В. Н. Лазарев. – 2-е изд. – М. : Знание, 1969. – 24 с. – (Новое в жизни, науке, технике).

Книга посвящена жизни и творчеству художника, ученого и философа Леонардо да Винчи.

10. Леонардо да Винчи. Анатомия. Записи и рисунки / Леонардо да Винчи ; пер. с итал. М. В. Кондратьевой, З. Б. Подкопаевой. – М. : Наука, 1965. – 586 с. – (Классики науки).

Книга содержит систематизированные записи и рисунки Леонардо, дающие представление о методах его работы, восприятии мира, взглядах на природу.

11. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения / Леонардо да Винчи ; ред., пер., ст. и коммент. В. П. Зубова. – М. : Изд-во АН СССР, 1955. – 1207 с. – (Классики науки).

В основу настоящего издания положены публикации рукописей Леонардо да Винчи, посвященные его великим изобретениям и размышлениям о физике и математике, астрономии и геологии, ботанике и анатомии. Все материалы проиллюстрированы многочисленными рисунками самого автора.

12. Леонардо да Винчи. Избранные произведения / Леонардо да Винчи ; пер. В. П. Зубова [и др.]. – Минск: Харвест, 2000. – 704 с. – (Классическая философская мысль).

Избранные произведения в полной мере раскрывают широту теоретических и практических интересов великого Леонардо да Винчи, отражая его универсализм.

13. Мережковский, Д. С. Воскресшие боги: Леонардо да Винчи / Д. С. Мережковский. – М. : Панорама, 1993. – 573 с.

Исторический роман является частью трилогии «Христос и Антихрист». Центральное место в произведении занимает фигура гениального художника и мыслителя Леонардо да Винчи.

14. Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи: архитектор / Б. П. Михайлов. – М. : Госстройиздат, 1952. – 78 с.

Наибольшее внимание в книге обращено на творчество Леонардо как архитектора, инженера и теоретика искусства.

15. Мурани-Ковач, Э. Флорентийский волшебник / Э. Мурани-Ковач ; пер. с венгер. Э. Керекеш, И. Миронец. – М. : Изд. иностр. лит., 1963. – 204 с.

Повествование о юности Леонардо да Винчи в жанре беллетризированной биографии.

16. Ормистон, Р. Леонардо да Винчи: жизнь и творчество в 500 картинах / Р. Ормистон. – М. : Эксмо, 2013. – 256 с. – (Портрет художника).

Иллюстрированное исследование жизни и творчества художника, дополненное репродукциями его лучших работ.

17. Пидоу, Д. Геометрия и искусство / Д. Пидоу ; пер. с англ. Ю. А. Данилова. – М. : Мир, 1979. – 332 с. – (В мире науки и техники).

Одна из глав книги известного математика и педагога посвящена исследованию применения классической геометрии в архитектуре и изобразительном искусстве Леонардо да Винчи.

18. Пятьдесят кратких биографий мастеров западноевропейского искусства XIV–XIX веков / Ю. Г. Шапиров [и др.]. – 3-е изд. – Л. : Аврора, 1971. – 315 с.

Книга содержит биографии крупнейших мастеров живописи и скульптуры разных стран, в том числе Леонардо да Винчи.

19. Ротенберг, Е. И. Искусство Италии / Е. И. Ротенберг. – М. : Искусство, 1966. – 232 с. – (Очерки истории и теории изобразительных искусств).

В одной из глав книги раскрывается вклад Леонардо да Винчи в развитие материальной и духовной культуры своего времени во всех ее областях.

20. С веком наравне : рассказы о мастерах западноевропейской живописи – от Леонардо до Пикассо / сост. И. С. Ненарокомова. – М. : Молодая гвардия, 1977. – 367 с.

Леонардо да Винчи представлен как наиболее яркий пример многосторонности человека эпохи Возрождения.

21. Тикотин, М. А. Леонардо да Винчи в истории анатомии и физиологии / М. А. Тикотин. – Л. : Медгиз, 1957. – 263 с.

Основными материалами для освещения деятельности Леонардо да Винчи в области естествознания и медицины послужили оригинальные рисунки и сопровождающие их тексты в факсимильном воспроизведении.